Контакты

Касса: +7 499 261-21-97
Администрация: +7 499 261-82-22
Секретарь: +7 499 267-42-88
post@old.mospuppets.ru

Адрес
Присоединяйтесь
Блог худрука
Image Alt

75-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Московский театр кукол во время Великой Отечественной войны

Куклы и война – казалось бы, странное, противоречивое сочетание. Но только на первый взгляд. К началу Второй мировой войны в СССР работало более 60 крупных государственных театров кукол. Экстремальные условия побудили эти театры обратиться к испытанному жанру короткого агитационного спектакля, хлёсткого политического памфлета. Одновременно в театрах кукол продолжали создаваться и спектакли для детей.

Во время Великой Отечественной войны Московский театр кукол выступал с антифашистскими программами в госпиталях, агитпунктах, частях действующей армии. Режиссер Николай Михайлович Савин, руководивший в то время театром, вспоминал, что уже «через неделю после объявления войны театр сдавал первую концертную программу». Ведущий артист театра С.И.Задонин сформировал фронтовую бригаду, куда вошли актеры театра: Н.В.Сазонова, Мартынова, В.Н.Распопов, М.В.Глотов. В конце августа 1941 года эта бригада выехала на фронт, а в сентябре вся группа попала в окружение и погибла.

23 октября 1941 года большая часть коллектива театра была эвакуирована в Самарканд, там артисты играли для детей спектакли-сказки, а для формировавшихся частей Красной Армии – кукольные сатирические скетчи. В Москве же работали два оставшихся актера и музыкант, к которым вскоре присоединились несколько актеров из драматических театров, а затем часть труппы театра, вернувшаяся из Ростова. Нужно было создать репертуар, который «также сильно бил по врагу, как и штык советского солдата», поддерживал в бойцах уверенность в победе.

Творческий коллектив под руководством М.М.Гагариной и Д.А.Скворцова принялся за создание концертной программы. За короткий срок были поставлены спектакли «Сон в руку» Л.Ленча, «Наоборот» М.Рудина и несколько концертных эстрадных номеров. Театр выступал в госпиталях, призывных пунктах, воинских частях Москвы и Подмосковья. Несмотря на частые сигналы воздушной тревоги, актеры театра продолжали репетировать и делать декорации для выездных представлений. Солдаты на передовой должны быть уверены, что Москва жива, что жители не покинули её. Эту уверенность поддерживали в бойцах артисты московских театров, выступающие на передовых с концертами.

Артисты театра, как и многие москвичи, выезжали на работы по созданию ближней линии обороны столицы: рыли противотанковые рвы, окопы и траншеи, ставили заградительные сооружения. Результатом этой работы стала не только усиленная линия обороны, но и рождение нового кукольного номера «Подмосковные частушки», автором которого стал весь творческий коллектив театра.

Вдохновлённый началом партизанского движения, Д.А.Скворцов написал пьесу «В тылу врага» для детей среднего и старшего школьного возраста, пьесу о борьбе их сверстников с немецкими оккупантами. Спектакль имел большой успех у юных зрителей. В дневниках фронтовых концертных бригад часто встречаются упоминания о концертах в освобожденных от немцев населенных пунктах: «…на окраине еще идет бой, а в центре, в наиболее уцелевшем и подходящем для этого здании, уже идет концерт».

Режиссер Д.А.Скворцов в сжатые сроки ставит спектакль «Сон в руку» Л.Ленча, где в сатирической форме предостерегает Гитлера в его тревожном сне от неизбежного поражения на русской земле.

Гитлеру снятся Наполеон, немецкие оккупанты 1918 года – все те, кто испытал на собственной шкуре силу русского оружия. В спектакле «Сон Гитлера» Л.Ленча зрители-солдаты смотрели, как мечется в кошмарном сне кукла-Гитлер, как перед ним возникают призраки других захватчиков – Крестоносца, Хана Мамая, Наполеона. «Я болен?» – спрашивал у призраков Гитлер. «Болен, батюшка. Со здоровой головы на русских не кинешься», – отвечает ему хан Мамай, а Наполеон соболезновал: «24 июня 1812 года я пошёл на Москву, и русские разбили меня, а я всё-таки был гений…».

За небольшой период времени труппа Первого Московского театра кукол дала 65 выездных концертов, выступления артистов посмотрело более 46 тысяч бойцов и командиров Красной Армии. Артисты получили огромное количество отзывов и благодарностей от зрителей.

Приближался Новый 1942 год и школьные каникулы. В считанные дни были восстановлены два спектакля: «Гусёнок» и «Басни Крылова», начались репетиции новогодних выступлений. За 12 дней зимних каникул театр дал 38 выступлений для 20 тысяч зрителей всех возрастов, артистов принимали с любовью и в Колонном зале, и в кинотеатре «Ударник», и в бомбоубежищах Москвы. Такой сплоченной и плодотворной работы театр не видел на протяжении всей своей 12-летней истории.

С 1942 по 1944 годы театром руководил Евгений Сергеевич Деммени. Московские артисты работали вместе с эвакуированной из блокадного Ленинграда труппой Ленинградского театра марионеток. В репертуар театра вошли спектакли «Наш цирк», «Конек-Горбунок», «Дудочка», оперетта М.Гольфмана «Заклинание дьявола». В 1944 году Е.Деммени со своими актерами вернулся в Ленинград, а части Первого Московского театра кукол вновь воссоединились и продолжили работу под руководством режиссера Н.Савина.

Ночь театров в Московском театре кукол

27 марта, в День театра, Московский театр кукол примет участие в ежегодном проекте «Ночь театров». Акция будет посвящена Году памяти и славы, объявленному в 2020 году.

В этот вечер для гостей проведут вводную экскурсию о театре с мастер-классом по кукловождению. Участники узнают о разнообразии систем театральных кукол и на себе опробуют особенности управления ими.

Частью вечера станет показ сцен из спектакля «Петрушка» с участием уникальных кукол, созданных мастерскими театра по мотивам кукол военных лет. Гостям «Ночи театров» также представят выставку «Куклы на войне» с информацией о фронтовой бригаде Московского театра кукол, об артистах театра, участвовавших в событиях Великой Отечественной войны. В экспозиции – архивные фотографии, письма и документы.