Наше время – время автоматов. Несколько слов о фестивале «Гефест»
Московский международный фестиваль театров кукол был создан и впервые проведен в 2012 году. Первый фестиваль был интересен, но вполне традиционен: как обычно бывает на подобного рода форумах, съехались прекрасные исполнители из нескольких стран мира, сыграли свои спектакли для детей и взрослых и поехали дальше – на следующие фестивали, где, возможно, снова встретились в похожем составе, пообщались друг с другом и снова отправились в путь – на гастроли и фестивали…
Я пришел в наш старейший в столице Московский театр кукол в качестве художественного руководителя в 2014 году. Впрочем, этот театр никогда не был мне чужим, так как еще в начале 1970-х я здесь некоторое время работал и учился в актерской Студии, пока не поступил на театроведческий факультет ГИТИСа под руководством П.А. Маркова. В 2014 году должен был пройти следующий, II Московский международный фестиваль театров кукол. Конечно, проще всего было бы взять прежнюю кальку, снова позвать замечательных друзей-кукольников из разных стран и «провести мероприятие». Но это было уже скучно, банально и как-то повседневно. Потому что фестиваль должен быть Событием, а не только местом, где традиционно встречаются почти одни и те же прекрасные талантливые люди и театры (хорошего много не бывает).
Поэтому задачу я усложнил, назвав фестиваль «Англоманией» и поставив перед потенциальными участниками одно условие: все спектакли, из любой страны должны быть непременно связаны с литературой, драматургией, культурой, искусством Великобритании. Разумеется, самого высокого качества. Учитывая, что на дворе был 2014 год, в затею мало кто верил и сомневались, что вообще кто-то приедет из-за рубежа, не говоря уже о Великобритании. Но приехали все. А из Британии даже несколько блистательных коллективов и исполнителей. Так что «Англомания» вполне удалась.
Нынешний – III Московский международный фестиваль – я назвал «Гефестом». Он сложился из моей старой мечты, которую я еще в 2015 году изложил в своей книге, написанной в соавторстве с Л.Н. Духаниной, «Дети Гефеста». Эта книга, по-моему, – первое и самое полное изложение истории механических кукол-автоматов, или, как их нынче называют с легкой руки Карела и Йозефа Чапеков, – роботов. Впрочем, даже не историей возникновения, а скорее – рождения и эволюции: от простейших до мыслящих существ. Потому что сегодня, я уверен, – «время кукол-автоматов». И дело совершенно не в тренде, а в закономерности – в нашей действительности, в нас самих.
Представьте себе, что если на рубеже XVII–XVIII веков Генрих фон Клейст мог с уверенностью сказать, что «человек просто не в силах сравняться с марионеткой и лишь боги могут тягаться с материей на этом поприще», то чуть позже его земляк Эрнст Теодор Амадей Гофман образом своего времени сделал уже механическую куклу-автомат – «памятник то ли омертвевшей жизни, то ли ожившей смерти».
Через несколько лет механическая кукла отойдет на второй план, а в России наступит эпоха балаганного петрушки, которая продлится до Серебряного века – «времени марионеток» (образ подвешенной на нитях куклы обычно возникает, когда общество становится особенно нестабильным). Марионетка явилась овеществленной метафорой в тревожном, непредсказуемом мире, предчувствием приближающейся катастрофы. Может, и прав был Клейст, утверждавший, что «чем туманнее и слабее рассудок в органическом мире, тем блистательнее и победительнее выступает в нем грация марионетки»?
После Октябрьской революции эфемерная, меланхоличная пора марионеток вновь сменилась «временем петрушки» – перчаточной куклы с дубинкой наперевес, с принципиально иными, чем у марионетки, пластикой и речью: «Красноармейский Петрушка», «Санитарный Петрушка», «Кооперативный Петрушка», «Осоавиахимовский Петрушка»…
В 1940-е пришло «время кукол на тростях» – не таких брутальных, как петрушка, способных в сценической игре и к быту, и к романтике. В конце советской оттепели 1960-х годов появились планшетные куклы – чем-то похожие на марионеток с оборванными нитями…
На рубеже ХХ–ХХI веков наступает «время автоматов». Образ механических кукол и роботов повсеместно тиражируется, все чаще возникает в телевизионной и уличной рекламе, в детских куклах-игрушках, становится центральным в кино и театре. «Воображаю себе, – писал два столетия назад Гофман, – что можно, встроив внутрь фигур искусный механизм, научить их ловко и быстро танцевать… разве ты выдержал бы такое зрелище хотя бы одну минуту?» В наше время фантазии писателя сбываются. Несколько лет назад в Театре Наций в рамках фестиваля «Другой̆ театр из Франции» с успехом был представлен балет французского режиссера Орельена Бори (физика по образованию) «Беспредметно», в котором главную роль исполнил промышленный̆ полуторатонный робот, ранее собиравший автомобили. «Исполнителя главной роли в спектакле я купил по акции на распродаже стареньких ботов, – рассказывал постановщик. – Мы сделали ему новейшую программу, и он стал плясать на сцене».
Художественные опыты на пересечении high-tech и low-tech ведут сегодня многие деятели искусства. В 1996 году свою первую электронную куклу-автомат для канадского театрального режиссера Дени Марло выполнил художник Завен Паре, а в 1999 году его управляемые с пультов куклы ожили в Калифорнийском институте искусств. В 2002 году он создал и аналоговую версию своих дистанционно управляемых электронных марионеток. Мир сценических кукол-автоматов стремительно расширяется.
Наше время – «время автоматов», поэтому и III Московский международный фестиваль театров кукол «Гефест» нацелен на новые и оригинальные технологии в искусстве театра кукол. Именно поэтому он и посвящен выдающемуся кукольнику Владимиру Захарову – актеру, режиссеру, изобретателю новых конструкций, создателю электронных кукол, трагически погибшему в этом году, спасая от пожара свои детища – созданных им кукол.
Главным консультантом и почетным гостем фестиваля станет мой замечательный французский друг – Завен Паре – выдающийся художник, создатель первой электронной театральной куклы, исследователь интерактивного дизайна, профессор Института искусств и дизайна Федерального университета г. Жуис-де-Фора, Бразилия. Он автор книги «Золотой век японской робототехники», в 2009 году Паре стал соавтором проекта «Актеры-роботы» выдающегося японского профессора Хироши Ишигуро, вошедшего в топ «100 гениев 20 века», в Лаборатории интеллектуальной робототехники Университета Осаки. Свою лекцию в клубной программе нашего фестиваля Завен Паре назвал «Шесть роботов в поисках автора».
Фестиваль, который пройдет с 25 по 31 октября 2019 года, обещает быть чрезвычайно насыщенным и разнообразным. Здесь – выставки электронных кукол и роботов-актеров, театрализованные шоу и спектакли японских, испанских, британских, итальянских, белорусских, российских исполнителей, использующих новые и оригинальные технологии. Впрочем, не только новые – приедет и коллектив японской компании, создающий механических кукол «каракури-нингё» по технологии ХVII–ХIX столетий.
Так что на нашем «Гефесте» встретятся и новейшие, и старинные технологии. Мы постарались, чтобы программа фестиваля была насыщенна не только спектаклями и театрализованными представлениями, но и интересной ежедневной клубной программой, в которой и театральные деятели, и обычные зрители, и исследователи театра смогли бы узнать много нового и приобрести новых, еще неведомых им ранее друзей и коллег. О будущих спектаклях и клубных мероприятиях все можно узнать на сайте фестиваля «Гефест».
Художественный руководитель МТК, Борис Павлович Голдовский